История любви России к космосу

По словам Сергея Самбурова, правнука великого пионера космонавтики Константина Циолковского, «космос – это часть русской души». Только искренней любовью к звездам можно объяснить тот факт, что тысячи обычных россиян посылали свои последние деньги Роскосмосу, лишь бы не затапливать космическую станцию «Мир» в разгар экономического кризиса конца 90-х годов.

В чем же причина такого трепетного отношения наших соотечественников? Данная статья посвящена тому, как любовь к космическим путешествиям повлияла на жизнь рядовых советских граждан и вдохновила творцов на лучшие свои произведения.

Эра космических открытий обозначила новый тренд в архитектуре, пришедший на смену сталинскому классицизму. Советский модернизм стал смесью урбанизма с футуризмом, и характеризовался сложностью композиций, массивностью конструкций, космическими формами и измерениями. Любимыми материалами советских архитекторов-модернистов стали недорогие, но практичные железобетон и стекло. Для облицовки использовался песчаник и искусственный мрамор. Широко применялись такие декоративные элементы, как масштабные мозаичные панно. Подвергнувшийся суровой критике после окончания хрущевской оттепели, советский модернизм стал последним оригинальным архитектурным стилем СССР.

Мечты о космосе влияли на искусство. На протяжении почти всего XX века литература, кинематограф, поэзия и изобразительное искусство, – все было пропитано верой советского человека в то, что космические путешествия являются неотъемлемой частью самого ближайшего будущего. «Планета бурь» Клушанцева и легендарный «Солярис» Тарковского вошли в золотой фонд мирового кинематографа, и, по собственному признанию режиссера Джорджа Лукаса, вдохновили его на создание киноэпопеи «Звездные войны». Страна зачитывалась eso0903a«Красной звездой» Александра Богданова и «Аэлитой» Алексея Толстого, а авангардное советское художественное движение суперматизм, разновидность кубизма, было целиком посвящено неподдельному интересу к космическим объектам.

Даже советские музыканты вдохновлялись неизведанными глубинами космоса. Достаточно вспомнить знаменитое космическое звучание терменвокса, первого электронного инструмента, разработанного советским инженером Львом Терменом. Между прочим, мало кто знает, но именно советские исследователи стояли у истоков современной электронной музыки. Конструкторы Борис Янковский и Евгений Мурзин еще в 1958 году разработали первый полифонический синтезатор АНС (кстати, использовавшийся для озвучки фильма «Солярис»). А в 50-х годах Вячеслав Мещерин создал первый Ансамбль электромузыкальных инструментов, музыка которого, по словам Юрия Гагарина, снова и снова возвращала его в космос.

И даже в повседневной жизни советского человека окружали повторяющие космические формы пылесосы и холодильники, в карманах курток лежали сигареты «Полет» и «Союз Аполлон», а на запястьях тикали штурманские часы.